Педагогика

 
Оглавление
Главная страница
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Психология коллектива в средней школе
Глава 2. Классификация форм обучения
2.1 Индивидуальная форма обучения
2.2 Групповая форма обучения
2.3 Коллективная форма обучения
Глава 3. Коллективная форма обучения на уроках русского языка
3. 1 Коллективный способ обучения на уроках русского языка
3.2 Коллективная форма обучения
с использованием компьютерных технологий

3.3 Методика коллективной формы обучения
Заключение
Список используемой литературы



Другие наши проекты
Карта сайта
info()infocenter.com.ru

    

ГЛАВА 3. Коллективная форма обучения на уроках русского языка.

3.3 Методика коллективной формы обучения (КСО)

Эта методика известна с 1911 года. Ее основатель – инженер Ривин Александр Григорьевич. Его попросили подготовить в ВУЗы разновозрастных учащихся с разным уровнем подготовки. Принцип работы состоял в следующем:

- ? часть времени работали самостоятельно, ? времени по парам и группами постоянного и сменного состава;

- сначала была лекция – объяснял учитель. Затем задавали вопросы, ученики, сдавшие на “пять”, экзаменовали других.

СМЫСЛ МЕТОДИКИ.

Спланировать время так, чтобы была:

1. Лекция;

2. Самостоятельная проработка материала – работает каждый ученик и обменивается смыслом информации с другим учеником;

3. Практическая отработка – с несколькими сменными партнёрами группы;

4. Экспертная проверка между группами, докладывают свои результаты – самооценка;

МЕТОДИКИ КСО.

Мурманская
методика
“ММ”

Методика
взаимообмена
заданиями

Методика
Ривина –
Баженова “МРБ”

Отработка понятий
и правил

Изучение нового
материала,
обобщение и
систематизация

Отработка умений,
навыков решений
задания для применения
в новой ситуации

Методика Ривина “МР”

Обратная методика “ОМ”

Изучение нового материала, с дальнейшей поабзационной проработкой

Изучение нового материала,
отработка изучения материала

 

Каким образом строится урок ?

Зная тему урока:

1. Учитель ставит дидактическую задачу

контроль

самоконтроль

взаимоконтроль

 

2. Конструирование урока по схеме:

1-2 урок – вводная лекция

3 урок – отработка материала лекции

4-5 урок – изучение темы по методике

6 урок – практическое занятие по методике КСО

7 урок – тематический учёт знаний

  ВИДЫ ОБЩЕНИЯ В РАЗНЫХ ФОРМАХ ОБУЧЕНИЯ.

 

Виды общения

Формы организации познавательной деятельности

Способ общения

1.Опосредованное

Индивидуальная

Индивидуальный

2.Общение в паре (постоянный состав).

Парная

Парный

3.Общение в группе

Групповая

Групповой

4.Естественное общение (в парах сменного состава)

Коллективная

КСО

ЛИСТОК УЧИТЕЛЯ
(готовый для контроля за ходом занятия).

Понятия

Вопросы I части карточки

Вопросы II части карточки

Цвет и №
карточки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УЧЕТ ПОНИМАНИЯ

  • На полях в тетрадях.
  • Индивидуальная карточка.

Учет в классе

Фамилия

№ карточки

синий

желтый

красный

 

 

 

 

 

 

 

 

ВИДЫ КОНТРОЛЯ.

  • Понятийный диктант.
  • Зачет по понятиям в группе.
  • Зачет по последней карточке.
  • Взаимозачет в параллельных классах.

 

 

 

Задачи методик

Результат

1.Изучение и первичное закрепление новых знаний (ОМР, Ривина)

Восприятие и первичное осознание нового материала

2. Закрепление новых знаний ММ

Вторичное закрепление усвоенных знаний, выработка умений по их применению

3. Комплексного применения знаний ОМР, МРБ

Выработка умений самостоятельно применить знание, осуществлять их перенос в новые условия

4. Обобщение и систематизация знаний МВЗ, МРБ

Усвоение знаний и способов действий в комплексе и системе

5. Контроль, проверки, оценки

Определение уровня овладения
знаниями и способами деятельности.

ПРЕИМУЩЕСТВА МЕТОДИК

1. Охватываются 3 уровня обучения:

    • репродуктивный
    • конструктивный
    • творческий
  • “Не учитель даёт, а ученик берёт”, а ученик берёт на себя ответственность за выполнение учебной работы.
  • Позволяет уменьшить нагрузку ученика.
  • Способствует индивидуальному развитию школьников (коммуникативные способности во время общения; внимание; ответственность за себя и каждого в группе, абстрактное мышление; речь; усидчивость).
  • Повышает мотивацию учения.
  • Позволяет направить максимум усилий школьника в область его учебных возможностей и интересов.

Отрицательные моменты: лишний рабочий шум.

 

Приведем пример организации коллективного урока русского языка по методике Ривина (МР):

Ученики решают дидактическую задачу по изучению нового учебного материала при чтении и поабзационной проработке текстов. Требует 90 минут. Продолжается 4-8 учебных часов и более. Применима для любой возрастной группы. Требует умений читать, выделять главные мысли, пересказывать, вести диалог.

I. Подготовка дидактического материала. Подготовка текста

Учебная тема делится на определенные тексты, с которыми будут работать учащийся.

Каждому тексту определяется номер и цвет (сигнал).

Сильными учениками текст делится на абзацы самостоятельно.

II. Организация работы одного ученика и пары .

Учитель на доске – название текстов и цвет (номер) сигнала к ним.

Ученики – в тетрадь.

Два ученика, получив тексты, садятся в пары и начинают работать над текстом.

В тетради ученик А записывает фамилию партнера. А называют партнеру тему текста, говорит, сколько в нем абзацев и читает партнеру один абзац. Обсуждают содержимое первого абзаца, новые термины записывают в тетрадь. Озаглавливают абзац. Все записывают в тетрадь А.

Так же работают с первым абзацем ученика В. Затем благодарят друг друга и находят новых партнеров по цветовому сигналу.

А отыскивает С, на полях записывает фамилию и цветовой сигнал. А рассказывает С содержание первого абзаца своего текста, сказав ему название всего текста, заглавие первого абзаца. А читает второй абзац текста ученику С. С вписывает в тетрадь А, рассказывает содержание предыдущих.

Закончив работу над текстом и составив план текста, А готовится к выступлению на малой группе.

РАБОТА КЛАССА.

Посадка Ривинская – свободная.

Если между текстами есть логическая зависимость, то устанавливается маршрут.

Текстов от 4-х до 8-ми.

Уроков 3 – 6.

Учет:

1. Индивидуальный учет – в своей тетради. Учет текстов и фамилии партнеров.

2. Учет в группе - на экране учета ставят “+”, если текст изучен.

Контроль:

1. Выступление на малой группе (взаимоконтроль) и на экране отметка.

2. Прослушивание учителем ученика по изученному тексту.

3. Проверка тетради по отработанному тексту.

4. Прием зачета по всем изученным на данное время текстам.

АЛГОРИТМ РАБОТЫ ПО МЕТОДИКЕ РИВИНА (МР). ОСНОВА.\

1. Получите текст и цветной сигнал.

2. Найдите первого партнера, на полях запишите его фамилию и цветной сигнал темы.

3. Прочтите партнеру весь текст и поделите его на абзацы.

4. Прочитайте партнеру первый абзац.

5. Партнер задает вопросы, чтобы вы поняли значение терминов, словосочетаний, усвоили смысл абзаца.

6. Озаглавить абзац.

7. Партнер записывает заглавие в вашу тетрадь.

8. Приступайте к работе над темой партнера в последовательности алгоритма, начиная с пункта 3.

9. Поблагодарите друг друга. По цветному сигналу, отличному от вашего и первого партнёра, найдите второго партнёра. Запишите его фамилию и цветной сигнал в своей тетради.

10. Второму партнёру перескажите содержание 1 абзаца своего текста.

11. Работайте над вторым абзацем и далее с пункта 4.

12. Подготовьтесь к выступлению на малой группе, когда все абзацы закончены.

13. Выступите на группе. Отметьте это в экране учёта.

14. Получите у учителя новый текст и цветной сигнал и работайте по данному алгоритму. [6.C. 12]

 
Hosted by uCoz