Педагогика

 
Оглавление
Главная страница
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Психология коллектива в средней школе
Глава 2. Классификация форм обучения
2.1 Индивидуальная форма обучения
2.2 Групповая форма обучения
2.3 Коллективная форма обучения
Глава 3. Коллективная форма обучения на уроках русского языка
3. 1 Коллективный способ обучения на уроках русского языка
3.2 Коллективная форма обучения
с использованием компьютерных технологий

3.3 Методика коллективной формы обучения
Заключение
Список используемой литературы



Другие наши проекты
Карта сайта
info()infocenter.com.ru

    

ВВЕДЕНИЕ

Современные дети отличаются широкой информированностью, рационализмом, расчетливостью, потерей терпимости к ошибкам и недостаткам окружающих людей (как следствие - рост отчужденности, отсутствие интереса друг к другу). Проблемы организации работы в школе - теряется опыт коллективной работы, отдается предпочтение индивидуальному подходу. При этом индивидуальная работа включает в себя "борьбу" с педагогически запущенными детьми и создание условий для одаренных детей. Дети, не входящие в эти две категории (то есть не доставляющие беспокойства или успеха) остались вне педагогического внимания. Так быть не должно.

В настоящее время существующая в образовании тенденция рассматривает весь педагогический процесс как педагогику сотрудничества, и при этом обнаруживает себя проблема учебного сотрудничества, т. е. коллективных, групповых форм работы. Учебное сотрудничество в образовательном процессе состоит из совокупности взаимодействий: учитель – ученик (ученики), ученик – ученик, общегрупповое взаимодействие учеников в коллективе. Практика обучения при внедрении коллективных форм работы в учебный процесс убедительно показывает, что именно организационная форма обучения ''ученик – ученик'' (учебное сотрудничество) предоставляет значительные резервы для формирования познавательной мотивации, способствующей повышению эффективности обучения, самооценки и развития личности ребёнка в целом.

С точки зрения диалектического подхода, реализованного в способе диалектического обучения, переход от организационной формы ''учитель – ученик'' к сотрудничеству на уровне ''ученик – ученик'' позволяет осуществить переход от субъект-объектных отношений к субъект-субъектным отношениям в образовательном процессе, что, на наш взгляд, способствует личностно – ориентированному подходу в обучении, о котором так много говорится в настоящее время. В этих условиях организация групповой работы способствует выведению учебного процесса на уровень простой и сложной кооперации, вследствие чего, с одной стороны, преодолевается ограниченность индивидуального интеллекта, а с другой стороны – изменяется направленность индивидуальной работы, которая становится общественно направленной.

В основе организации учебной деятельности в системе способа диалектического обучения - простая и сложная кооперация, органично включающая индивидуальный труд школьников, выступает как средство, с помощью которого ученики получают реальные ''рычаги'' управления собственной деятельностью как совместной, так и индивидуальной. Этими ''рычагами'' являются функции учебной деятельности, которые при определённой организации групповой работы учащихся постепенно передаются детям: логическая и исполнительская полностью, а управленческая - частично. Кроме того, в условиях сложной кооперации каждый ученик выполняет определённое задание, которое он вправе выбрать самостоятельно в соответствии со своими способностями, интересами, осуществляя осмысленную свободу выбора. При этом в совместной деятельности происходит взаимовлияние субъектов саморазвития (обмен межсубъектными деятельностями), расширенное воспроизводство знаний, свободное общение.

При систематической организации коллективной работы в учебном процессе и соблюдении определенных условий у детей разного школьного возраста происходит рост их субъектной активности, становление в учащемся субъекта саморазвития. Дети учатся с удовольствием, ощущая радость познания, и чувствуют при этом себя превосходно. В таких условиях организации учебной деятельности дети переживают чувство наслаждения, осуществляют свободу выбора и принятия ответственности, обретая уверенность в собственных силах, а значит, становятся счастливыми и здоровыми.

Цель курсовой работы заключается в исследовании коллективных форм обучения в средней школе, как одного из важнейших показателей развития личности учащегося.

Задачи курсовой работы:

1) проанализировать психолого-педагогическую лингвистическую литературу по теме исследования;

2) изучить учебно-методическую литературу о формах организации учебной работы;

3) апробировать коллективные формы работы организации учебного процесса на уроке русского языка в основной школе.

Быть учителем трудно: он должен быть педагогом, осуществляющим личностно-ориентированное обучение ученика, специалистом, проникающим в индивидуальную суть каждого ребенка. Он стоит перед выбором определенной методической системы обучения школьников. Все это требует от учителя соответствующей квалификации, высокого профессионального мастерства.

Личностно-системный подход означает ориентацию при конструировании и осуществлении педагогического процесса на личность как цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности. В то же время относительно самостоятельные компоненты рассматриваются во взаимосвязи цели образования, субъекты педагогического процесса (педагог и учащийся), содержание образования, методы и формы педагогического процесса и материальная база.

Такой подход позволяет обнаружить естественно-стихийные процессы становления коллективного способа обучения уже в недрах самого группового способа обучения.

Неслучайно, что в обосновании необходимости перехода к групповому обучению - главным идеологом этого способа. Коменским Я.А. в качестве самого сильного аргумента приводится идея использования учащихся в качестве обучающих. ХХ век подарил человечеству многочисленные педагогические идеи и практические находки, которые давно уже претендуют быть взаимосопоставленными, взаимосоединён-
ными, систематизированными и превращёнными в основу будущего способа организации обучения.

Актуальность : традиционное предпочтение учителем фронтальной и индивидуальной форм привело в известной степени к деформации отношений не только между учителем и учеником, но и между самими учениками. Эти формы обучения почти исключали общение ребят в процессе работы, что не могло не отразиться на их интересе к учебе, школе.

Предметом курсовой работы является коллективный способ обучения Этим способом является такая форма его организации, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый учит каждого. В коллективном способе обучения нет возрастной дифференциации.

Объектом исследования является учебный процесс при коллективной форме обучения на уроках русского языка в средней школе (рассматриваются проблемы реагирования и запоминания материала).

В качестве гипотезы выступает предположение о том, что использование различных форм коллективной работы способствует повышению качества знаний учащихся в том случае, если:

- учитель сознает необходимость данных форм работы, если они проводятся систематически;

- дети принимают участие в них осознанно.

Теоретическими основами исследования являются: положение о том, что основной формой организации учебного процесса классно-урочная система, но среди форм работ она должна включать коллективную работу.

Работа состоит из трех частей, первая из которых посвящена субъекту учебной деятельности – школьнику. Во второй главе проводится классификация форм обучения. Третья глава посвящена коллективной форме обучения, видам коллективных уроков русского языка. В конце работы приведен список используемой литературы.

 

 
Hosted by uCoz